Сказки и образ мира
        Эта глава будет очень короткой, потому что я могу об этом сказать слишком много. Мой дед, Владимир Харлампыч, использовал сказки, чтобы показать, что в них скоморохи прятали знания про человека, мир и богов. Он считал, что сказки преимущественно создавались скоморохами.
        Сначала я к этому относился с большим подозрением. Но когда сам начал рассказывать про мазыков, вдруг понял, что русские сказки действительно очень не случайные вещи. Вначале меня более всего занимало то, что в сказках говорится совсем об ином мире, мире, который еще не обернулся наничь, как это назвало "Слово о полку Игореве".
        Я использовал для своих исследований сказки понятие "зазеркалья". Я даже хотел написать книгу "Русские боги в Зазеркалье". Дело в том, что при внимательном отношении к сказкам, вдруг понимаешь, что все эти страшные Кощеи, Бабы Яги и прочие, лишь выглядят пугающе, но при этом делают всегда что-то очень важное, нужное и полезное для героя. Исследования Владимира Проппа объяснили большую часть таких странностей и противоречий: волшебные сказки рождались из тех жутких рассказов, которыми молодежь готовили к посвящениям, к молодежным инициациям, как это называют ученые.
        И та же Баба Яга - это всего лишь жрица Макоши, то есть главного женского божества Руси. А то, как к ней попадает, к примеру, девочка, посланная злой мачехой за огоньком, показывает не только то, что она страшна, но не зла, но и то, что она заботится о тех, кто прошел испытания. Получившим молодежное посвящение она готовит хорошее место в обществе, в сущности, выдает девушек замуж. Вот ее главная жреческая задача.
        А все ужасы с тем, что она жарит детей в печи, на поверку оказываются всего лишь пугающими рассказами о перепекании - народном способе лечить некоторые детские болезни. Этот способ был описан этнографами, и в нем действительно маленького ребенка сажают на лопату и три раза суют в жерло топящейся печи, чтобы выпечь его заново, живым и здоровым. Но самое любопытное, что, задавшись такой целью, мы нашли и засняли живых исполнителей этого древнего обряда. Он, оказывается, до сих пор существует и исполняется русскими бабушками.
        То же самое произошло и с Кощеем. Будучи исходно Кошем Бессмертным, то есть Солнцем, Кощей был превращен в пугало русских сказок. Это тоже обращение тока русской жизни наничь, и проделано оно было целенаправленно, тогда, когда всех исконно русских богов, к которым могли прибегать за помощью русские люди, объявляли бесами и демонами.
        В действительности же, насколько я могу об этом судить, в сказках о Коше Бессмертном сохранились древнейшие осколки памяти нашего народа. Думаю, что в них совместились мифы о первотворении и воспоминания об оледенении, когда Солнце было надолго пленено в подвалах Марьи-Моревны, то есть богини Зимы и Смерти Мары.
        То же самое можно сказать про многие наши сказки. Они либо искажены, словно вывернуты наизнанку, либо совсем не поняты нами, потому что мы сами смотрим на них из Зазеркалья, то есть с исходно обратным истинному и русскому восприятием мира.
        Но это все сейчас не так уж важно. Наверное, я просто издам все свои старые лекции о русской мифологии, которые читал когда-то под именем Андреева, и так распрощаюсь с этим своим долгом. Важно это только для познания себя через душу своего народа, русскую народную душу. Разгадывание народных сказок позволяет распутать то, как нашу душу свивали в те венцы, из которых мы не можем вырваться сейчас.
        Однако лично для меня сейчас важнее другое, а именно, - личное самопознание. Чтение сказок помогает и ему.

        Как помогают сказки при самопознании и очищении? По сути, как продолжение все тех же Язов, которыми вы начинаете видеть мир. Мир улучает наше Я. Но ведь он не сам это делает. Точнее, не непосредственно. Мир ловит нас через образы. Мы узнаем то, что хотим, что влечет нас к себе.
        Это значит, что мир только обеспечивает необходимое нам, а сами ловушки скрываются в нашем сознании и соответствуют несовершенствам и слабостям нашей души. Вот главное.

        Но если изучать на предмет очищения надо свое сознание, а не мир, а это очевидно - не мир же нам чистить, если мы пришли за самопознанием! - то нужно понимать его устройство и владеть приемами исследования. Об устройстве сознания я буду рассказывать в следующих книгах. А пока не могу не помянуть сами приемы. И основываются они на том, что мир, к которому нас так влечет, отразился в нашем сознании Образом мира. И все, что нам необходимо, есть в нем в виде образов. А народ эти образы веками пытался понять и осмыслить.
        Что отразилось в сказках, как не Образ мира? Он и найденные народом пути внутри него, Жизненные пути, как это следует назвать. Они же оказываются на деле Мировоззрениями, или путями к главным жизненным целям. Мы вообще не умеем говорить просто так. Даже самая пустая болтовня, вроде старушачьих сплетен на скамеечке у подъезда, всегда отражает самое главное для тех людей, которые разговаривают.
        И если задаться вопросами о том, зачем они это всё говорят, нас выведет на Мировоззрения, или способы, как прожить жизнь лучше, чем прожили старшие. В сущности, старые люди не делают ничего другого, кроме как делятся своим жизненным опытом, пытаясь передать его молодым. А молодые их не слушают, потому что опыт у наших стариков есть, а вот мудрости они не накопили, и действительно помочь в жизни не умеют.
        Но это не имеет значения для самого устройства сознания тех, кто говорит. Оно всегда выложено так, чтобы вести сквозь мир к главным ценностям, которые ты принял вместе с мировоззрением своего сообщества, и чтобы потом выплескиваться знаниями об этом мире на тех, кто идет после тебя. Это именно устройство нашего сознания. И оно, в сущности своей, мифологично. То есть, повторяет основные ходы сказки.
        Оно как уток, снующий по этим основам исходного нашего устройства. Каждая личность совершает свои движения, но именно по этим основам. Надо только уметь их видеть.

        Вот поэтому людям, которые осознали, что мировоззрение, бездумно позаимствованное, например, из правящей идеологии, не всегда соответствует твоим истинным желаниям и потребностям, хочется почитать чего-то философского, то есть размышляющего о жизни, показывающего ее с иных сторон. И там, в философии или литературе, люди находят подсказки лично для себя.
        В точности так же работают и сказки. Они тоже рассказывают об устройстве мира, поскольку в них нет ничего, кроме записей Образа мира и описаний путей, ведущих сквозь него. Разница только в том, что в философии отражаются размышления отдельных умных людей, которые, к тому же, частенько не так уж умны, да еще и противоречат друг другу. А в сказках сохранилось то, что собрал народ за тысячелетия своих наблюдений над собой и своей жизнью.
        В сказках идет рассказ о самой Ткани жизни и о том, как прядется она нитью Судьбы русского человека на станке земной жизни. Сказка говорит наблюдательному человеку о самих основах русской души.
        Поэтому, если вы молоды и полны сил и охоты к действиям, вам надо использовать в качестве Язов мир. Но вот если вы перевалили за половину своей земной жизни, и чувствуете, что для вас пришло время созерцательности, вам лучше использовать сказки.
        Но будьте бдительны. Сказки и сами-то любили скрывать свои уроки, да еще и мир обратился наничь. Сказки надо уметь понимать. В них надо вчитываться вдумчиво, прикладывая все сказанное не просто к себе, а к самым основам своего поведения, к тому, что лежит в глубине и определяет все ваши действия. К сказке надо приходить тогда, когда вершки вы уже разобрали и очистили, и теперь вам нужны подсказки, которые просто не может дать никто из окружающих.
        И не верьте тому, что вам сказали про сказки ученые люди или общественное мнение. Все обман. Помните, вас убедили, что сказки - это для детей. Правда?
А если задуматься: кто рассказывает сказки? Старики.
        Но почему? Не потому ли, что только они способны их понимать? Не потому ли, что время сказки приходит очень не скоро, настолько не скоро, что иногда совсем не приходит. Как и мудрость. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Мы совсем разучились видеть намеки сказок и извлекать из них уроки. Мудрость уходит из нашего мира, и старики так и не взрослеют достаточно, чтобы дорасти до подсказок, скрытых в сказках. Это потому, что мир стал слишком большим и переполненным образами. Нас увлекают соблазны, которые подсовывает реклама, мы пытаемся узнать слишком много лишнего. Раньше за обычную человеческую жизнь ты мог исходить мир вдоль и поперек, так что познавал все, что необходимо человеку для счастливой жизни, и проходил к самым основам.
        Ты ходил ногами, но и в пространстве, и во времени. В пространстве ты узнавал мир, а во времени - Образ мира, в конце которого был край, за который настоящим искателям тогда еще удавалось заглянуть. Сказки так и говорят, что в старину мир был меньше, а Небо ближе к Земле, и многим удавалось заглянуть и за край Земли и даже подняться на Небо. А потом Великий Пуруша переполнил Землю и раздвинул ее и Небо, и путь на Небеса был утерян.
        Вот с тех пор люди и стали забывать, зачем нужны сказки…
        Вы вполне можете использовать их для познания себя, если дело дойдет до тех глубин, о которых человечество уже ничего не знает. Считайте сказку Язами, которые расставлены нашими предками на пути вашей души сквозь вечность.
Глава из книги А Шевцова "Очищение. В 3 томах. Том 3. Русская народная психология"