Кукла Роща или Мировое древо
        Кукла «Роща» украшала свадебный каравай.
        Если на нее поглядеть, то эта кукла сделана очень просто: на рогульку насажены две куклы. На один пруток рогульки - куколка женская, а на другой - мужская, и обвязаны одной красной лентой.
        Вот рогулька - это символ слияния двух судеб, двух жизненных потоков в один, который и укорениться должен, как саженец плодоносящего деревца в каравае. Каравай, возможно - символ новой земли, устроением которой они вместе и займутся! И имя этой новой земли: Семья.
        А на каравае таких куколок было, говорят, много! Поначалу «Рощей» называли девичье сообщество. После это имя распространилась на всю подростковую группу, которую противопоставляли «взрослой молодежи».
        Возможно ли, что «Роща» - это обозначение многих семей - рода, или народа.
        Еще одна бабушка-сибирячка, родом с Западной Украины мне рассказывала про «рогульку», или «рогатку» которую делали в воротах, когда жених с дружками приходил выкупать свою невесту. Рогатка эта - противостояние девичьей стороны - мужской. Подружки невесты устраивают такой заслон, чтобы испытать жениха с его товарищами прямо в воротах. Разными способами препятствуют свободному входу к невесте на двор.
Возможно, «Роща» связана с каким-то очень важным посвящением в жизни молодежи.
         А как бы я эту куколку делала? Я взяла б в основу - рогульку березовую, а куколку женскую - капустку, а куколку мужскую - столбик!
Автор статьи:
Энка
        Скоморох подсказал однажды, что Куницей называли куколку, в которой запечатлен образ женщины, её давали разглядывать парням. А столбик - он проявляет образ мужчины.
        Еще одно название  куклы «Роща» - «Мировое древо».
        когда начинаем беседу про мировое древо, говорим о том, что это и ось мира и печка и человек! То, с чего разворачивается мир.
        И когда такая куколка была в доме, и хотелось разойтись, то можно было взять каждому за свой пруток и разом разломить, тем и уничтожить свое древо?! Если так увидеть, то прежде чем решиться разминуться, крепко подумать придется, ведь бесвозвратность этого действия уж слишком видна!
        Неожиданное открытие
        (эта статья была написано немного позже предшествующей, как продолжение исследования куклы Роща)

        Все началось с моего знакомства с книгой Л.Я.Штернберга «Первобытная религия», издание института народов севера ЦИК СССР им.П.Г. Смидовича, Ленинград, 1936год.
        Сначала я прочитала эти строчки:
«… айну представляют себе душу в форме крошечной бабочки, птички, в форме, дающей ей возможность быстро вылетать из тела и возвращаться в него» (с.17).
        Я захотела посмотреть эту книгу подробнее.
        Это и было для меня радостью и откровением то, что я в книге Штернберга, этнографа советского времени, но рожденного в 19 веке, нашла строки о душе и куколку.
Она у племени айну называется «инау». А на вид один в один наша куколка «Роща», или еще «Мировое древо» называют, то, что на свадебные караваи ставится и очень любима нашими молодыми девчатами и ребятами.   
        Вот посмотрите сами: это древнее сокровище айнов - точь-в-точь куколка «Мировое древо».
        По свидетельству старейшины рода эти «инау» есть не что иное, как посредник между человеком и богом. И переводится как: «язык дерева». То, что мы видим на изображении, это «многоязычная заструженная палочка». Её выбирает айну «передатчиком своих просьб и молений божеству».
        Эти фигурки должны как наилучшие ораторы передать просьбы людей прямо богу (kur) в уши! А эта фигурка - особая, ею украшали деревья на Медвежьем празднике этого народа. Одна фигурка на рогульке - мужская, а другая- женская, если внимательно приглядеться, то видно сережки на куколке.
        А дальше начались поиски того, кто такие «айны». Оказалось, что есть предположение, что они - родня заволокской чуди, которая в свою очередь имеет отношение к вепсам, то есть «веси».
        Но все это требует пристального внимания и исследования.       
     www.oberejie.ru   .   pismo@oberejie.ru
2005 - 2013 гг.