Козули. Фигурки из теста
Автор статьи:
Вороная
     Я хочу рассказать о козулях - поморском обрядовом печенье. Мы ездили в Варзугу, Мурманскую область, учились делать таких козуль.
    Козуль лепили сами. Это завораживает. Мастерица, которая нам их показывала, говорила, что когда начинают козуль лепить, вся семья собирается. И в центре ремесел, когда нам показывали, директор центра, которая никогда не лепила козуль, и та - присоединилась.
      А мне было очень интересно их лепить. Как будто живых животных лепила. И было интересно - а как у него рожки пойдут, какой хвостик получится. Как стадо лепила.
Сами козули похожи на фигурки из глины - тесто ржаное, темное, фигурки в печке не пухнут, как глиняные. Наверное, не случайно это - и человек из глины сделан, и эти фигурки. И человек их делает. Тесто вымешивали мужчины - своим духом наполняли тесто, отгоняли злые силы.
      А еще они живые. 
      Мы их когда выпекали, мастерица, которая нам показывала, как их делать, так и говорила им - «идите в печку». «Идите», к тесту обращение. Кто тортикам так говорит - идите в духовку? А тут - естественно. А мы потом с Чибицей наиграться не могли -
Козуля-медведь
"Козули в виде всадника и медведя приносили обладателю успех и удачу"
стадо у нас получилось фигурок шесть - семь, в руке удобно держать, так мы по столу ими играли, разговаривали удобно держать, так мы по столу ими играли, разговаривали ими.
    Эти фигурки едят. Тесто не сильно соленое, как хлеб. Только они сухие, на сухарики похожи. Мы не ели - играли, а вот дети сразу в рот.
    Наверное, такие игрушки малышам вообще хорошо грызть - когда зубки режутся.        Одновременно - и «прорезыватель»
для зубов, и обряд приобщения ко взрослой пище - и хлеб и мясо в одной игрушке.
     И пекут их на Рождество с пожеланиями большого стада - плодородие.
     А вот, что о них говориться в сборнике «Поморские козули»:
     «В деревнях Чапоме, Пялице, Чаваньге, Тетрино, Стрельне до сих пор делают игрушки… из ржаного теста. Именно здесь в зимние вечера лепят уникальную хлебную фигурку. Особенно славилась мастерицами Варзуга.
    Фигурки - олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени - имеют общее название - «козули». Название этого обрядового печенья, возможно, связано с тем, что одним из популярных персонажей «стада» была коза. Но более верным кажется предположение, что так условно называли всех животных с рогами. Ведь по свидетельствам ученых, исследователей и мастериц самым желанным подарком был олень с раскидистыми рогами.
Козуля-тетёрка
"птичек и тетёрок дарили с пожеланиями благополучия и счастья в семейных отношениях"
   Разные роли выполняла народная игрушка <…>. а в прошлом - обрядовая, магическая.
    Чрезвычайно интересны своей архаичностью лепные пекарские фигурки. Особенно ценны поморские козульки Терского берега Кольского полуострова.
      Козуль считают наиболее древним видом печеного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам XII века. Имеется летописное свидетельство, что еще в XII века наши предки лепили из теста фигурки быков и коров, подели их, а затем «рикали, аки волове», как сказано в документе. Эти животные, а также конь, олень, тур-баран некогда символизировали солнечное божество и связывались с образом Ярилы.
      Козули раньше пекли в Рождество, перед Новым годом, на праздник Коляды.
   В обычае выпечки хлебных козуль определенно чувствуется влияние древних верований выходцев с новгородской земли. Некоторые исследователи считают, что создание хлебного стада - отголоски обряда жертвоприношения. Другие, что хлебные фигурки - это магический прообраз будущего урожая, имитация действительности. Сам факт присутствия фигурок в доме, по представлениям далеких предков, магически влиял на настоящую и будущую жизнь.
      Поморы верили, что если они польют на землю воду, то пойдет обильный дождь и не даст погибнуть урожаю, если напекут большое стадо животных из теста, - приумножится количество скота в их дворах, будет больше дичи в лесах. Хлебная фигурка служила для терчан оберегом от злых сил. Хозяйки обычно оставляли одну-две козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью»
(Евтюкова О, Костюкович Л. «Поморские козули» - Мурманск, Областной центр художественных ремесел, 1994 год).
На нашем сайте, вы можете купить диск "Поморские козули" с этнографического сбора, описанного в статье.